Запорная арматура — важный элемент трубопроводов. Она служит для управления потоком жидкой и газообразной среды, позволяет избежать аварийных ситуаций или минимизировать их последствия. Среди общей массы устройств особое место занимают задвижки. Они необходимы для перекрытия потока, например, при проведении ремонтных работ.
В различных рабочих средах применяют разные виды задвижек. Для обеспечения качественной плановой работы магистрали важно различать их и знать правила эксплуатации.
Виды задвижек по особенностям конструкции
Конструктивно задвижка представляет собой запорный элемент, состоящий из трех частей: привода с приводным механизмом, крышки с сальниковым узлом и корпуса с патрубками. Задвижки могут иметь выдвижной и невыдвижной шпиндель. В первом случае подъеме затвора он выдвигается вверх для обеспечения требуемого хода клина. Преимущество этого в том, что не происходит контакта шпинделя с рабочей средой. Благодаря этому он не подвергается негативному воздействию коррозии. Однако использовать такую задвижку удастся не во всех условиях из-за ее большой высоты. Второй вид более практичный и может использоваться в тесных условиях, но контакта шпинделя с рабочей средой избежать не удастся, поскольку он находится внутри корпуса и совершает только вращательные движения.
Виды задвижек по материалу изготовления
Задвижки бывают чугунными и стальными. Отличить их друг от друга можно по цвету корпуса, названию по таблице фигур, материалу уплотнительных поверхностей клина, области применения.
Для отлива корпуса и крышки стальных задвижек используют сталь марки 25Л — литейной стали с 0,25% содержания в сплаве углерода. Стальные задвижки активно применяются в газо- и нефтепроводах, трубопроводах для транспортировки воды и пара. Они наиболее востребованы в системах АЭС, области энергетики. Диапазон рабочих температур сплава 25Л охватывает от -400°C до +4500°C. Задвижки, изготовленные из него отличаются прочностью и надежностью. Для магистралей в регионах с холодным климатом корпуса задвижек производят из нержавеющей и легированной стали. Они выдерживают температуру до -60°C, устойчивы к сильноагрессивным средам.
Чугунные задвижки эксплуатируются в коммунальных системах для транспортировки воды и пара, обеспечения водо- и теплоснабжения. Для их производства используют высокопрочный чугун GGG40. От стальных заглушек чугунные отличаются не только металлом корпуса, но и наличием резинового клина. Благодаря ему вероятность коррозии затвора исключается полностью.